На Адриатике
Рассказ о путешествии в Хорватию и Черногорию, о достопримечательностях и жизни на Балканах в сравнении с Украиной и Алуштой.
Почему – то когда наши родители живы, мы не всегда прислушиваемся, о чем они нам говорят. Наверное, это свойственно всем детям. Где – то глубоко, в недрах нашего сознания, мы продолжаем оставаться детьми, пока они живы. Но когда родители уходят навсегда, мы вдруг начинаем понимать многие вещи, о которых они нам говорили. Мало того, начинаем замечать, как много в нас от родителей, и как мы на них похожи не только внешне. От этого боль утраты становится сильнее, но и сами мы мудреем.
Когда встал вопрос, где провести отпуск, то вспомнила я своего мечтателя отца. Он очень хотел побывать на Адриатике, а точнее — в Италии.
Отец говорил, что если у меня в жизни появится когда-нибудь возможность увидеть Адриатику, то я обязательно должна это сделать. Известно, что именно Италия – первая страна в мире по количеству сокровищ мировой культуры на единицу площади.
Вспомнила я, как пришлось вступить в ряды ВЛКСМ, чтобы выехать на двухмесячные гастроли во Францию. Я была солисткой ансамбля танца и его же репетитором; руководитель вызвал меня к себе и попросил стать комсомолкой, так как я нужна коллективу, но меня в капиталистическую страну без членства в ВЛКСМ не выпустят. Пришлось вступать. Тогда, если ты выезжал для работы за границу, то за все визы и паспорта платила страна СССР. Нам, естественно, сказали, что поездка безвалютная, и сорок концертов мы отработали верой и правдой на свою страну, а на те крохи, что выдали каждому артисту в конце гастролей, кто-то купил себе диск, кто — кофточку, кто — полушубок из искусственного меха. А на подарки купила я всем подружкам цветные капроновые колготки с рисунками. Господи, как же они радовались, получая мой подарок и не подозревая, что во Франции эти колготки стоят всего – то полкопейки. А когда узнавали, то очень удивлялись.
Нас, конечно, оформляли долго, и пришлось вспомнить всех своих родичей, но главным занудством тогда было собеседование с сотрудниками КГБ. Однако речь сегодня не об этом.
Чтобы сегодня, в «незалежной» Украине, получить шенгенскую визу, надо быть или «допущенным к столу», или иметь мешок денег для взяток чиновникам и разным посредникам. Обычное бюро путешествий не дает гарантий на приобретение шенгенской визы. Деньги ты за путевку можешь заплатить, но не факт, что тебе выдадут эту визу. А если тебе отказали в визе, обычно не объясняя причины, то и деньги за путевку, которые ты заплатил заранее, тебе тоже не вернут. Поскольку деньги в нашей семье не печатаются, а зарабатываются, мы решили посетить Хорватию и Черногорию. Это тоже Адриатика, только восточная ее часть.
В ПУТИ
Сентябрьским днем 2008 года видавший виды старенький эконом класса Боинг 737 пробежался по киевской взлетно-посадочной полосе Бориспольского аэродрома, лихо оторвался, набрал высоту, и путешествие на Балканы началось. Очень скоро внизу мы увидели почти лысые Карпаты, пролетели над крошечной зеленой, с ухоженными полями Венгрией, далее летели над северной частью Хорватии, и в конце полета, когда самолет начал совершать разворот для посадки, мы увидели внизу высокие черные горы. Это Черногория. Казалось, острыми вершинами совершенно черные горы могут задеть крыло самолета. Они повыше Крымских и Карпат, настоящее каменное море! На подлете к ярко переливающемуся в солнечных лучах морю взору открылись красивейшие зеленые бухты и заливы. Пилот нашего самолета объявил, что внизу завораживающее зрелище, и все прильнули к иллюминаторам. За несколько минут черногорское побережье с мавзолеем правителя Петра Негоши на вершине горы Ловчен осталось позади. Еще минут 15 полета, и мы уже в аэропорту хорватского Дубровника.
Современный, без излишеств небольшой аэропорт с двумя взлетно-посадочными полосами. Но ведь и Дубровник с населением менее 44 тысяч жителей.
ХОРВАТИЯ
По прибытии, быстро получив свой багаж, мы устремились к выходу, где нас ждал высокий черноволосый симпатичный парень с табличкой в руках, на которой были написаны наши фамилии. Через пять минут к нам присоединилась супружеская пара лет 40 с аппетитной фамилией Ковбаса. Сели в микроавтобус, где работал кондиционер, тихо звучала народная песня, и поехали по окрестностям Дубровника. Горы похожи на наши, Крымские, только выше, и растительность не такая разнообразная. В основном, светло-зеленые сосны. Дорога очень похожа, когда едешь из Ялты в Севастополь по ЮБК: скалы, море. Сын Саша сразу обратил внимание, что ему не попалась ни одна дорогая навороченная машина. Шоссе в отличном состоянии, ни единой латки. И тут, услышав замечания Александра, наш сосед с вкусной фамилией с восторгом заявил, что у них в Днепропетровске полно дорогущих иномарок, встречаются «Феррари» и даже есть пара «Ламборджини». «Приезжайте к нам в Днепропетровск – полюбуетесь!» — гордо заявил Ковбаса. На это я ему ответила, что куда же на таких машинах можно ездить по украинским разбитым дорогам? Вроде театра «Ля Скала» в Днепропетровске нет.
В голове пронеслось: дурно воспитаны наши «новые украинцы», если в собственной нищей стране выставляют богатства свои, награбленные у народа, нарочито, напоказ. Прямо как вожди племени: кто главнее, у того и чехол на причинном месте самый большой, чтобы все сразу могли определить, кто в племени «главнюк».
Хочу заметить, что в старушке Европе уже давно считается дурным тоном щеголять огромными деньгами. Время крутых грабителей давно кануло в Лету. Сегодня легко можно встретить на любом хорватском или черногорском пляже миллиардера в скромной майке, шортах и шлепанцах, и никто не будет обращать внимания на лейблы его одежды. Пляжи открыты бесплатно для всех желающих, а вот за лежак и зонтик надо заплатить. Украинских туристов видно сразу: заплатив тысячу евро за десятидневный тур, они будут забиваться по углам пляжа, мучиться на камнях, лишь бы не платить за зонтик и лежак 10 евро. Еду наши тоже везут с собой, хотя питание входит в стоимость путевки. Как расстроились наши туристы, когда узнали, что в номерах нет холодильников! Они отравились собственной едой и вместо экскурсий и моря бегали по аптекам.
RE: На Адриатике
Почему-то мне кажется, что «молимо»- значит пожалуйста, а не «молить- просить»…
RE: На Адриатике
«прийатно» — пожалуйста
И ещё, черногорцы не войны и никогда ни с кем не воевали, только оборонялись в крепостях или убегали в горы. Война в Югославии не стала для них исключением.
на адриатике
приехали,Олег. молитва- просьба.(Просьба к Богу).,,молимо,,- никогда приветственным словом не было.
p.s. счастье- это удовольствие без раскаяния