Валерий Савлаев: Алушта может стать культурным и деловым центром Крыма
Валерий Николаевич, Крым давно стал Вашей второй родиной. Какие дороги привели уроженца Северной Осетии на берег Черного моря?
— Наверное, это провидение, судьба. Ведь, по сути, я вернулся на родину предков — алан. Существует множество подтверждений тому, что аланы появились в Крыму в начале II века нашей эры. Они выступили союзниками крымских скифов в войне с Херсонесом. Впоследствии, вместе с сарматами основали город Ардабда на месте современной Феодосии, а также Сугдею (Судак). О присутствии в Крыму сармато-аланского населения свидетельствуют могильники на месте современного Симферополя и Боспорского царства, охватывавшего территорию восточного Крыма.
Ровно 30 лет назад после окончания архитектурного факультета Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, я был приглашен на работу в архитектурно-планировочное управление Ялтинского горисполкома. С тех пор живу на этой благодатной земле, здесь родились и выросли мои дети.
Прошел почти год после знаменательного референдума о присоединении Крыма к России. Как Вы оцениваете эти события, изменилась ли Ваша жизнь после 16 марта, если да, то как?
— Я всегда считал и считаю Крым частицей России, украинцев и русских одним народом, братьями и сестрами. Наше поколение родом из Советского Союза, великой державы, которая могла противостоять любому агрессору, в которой люди не делились по разрезу глаз и цвету кожи, а республики разделяли только административные границы. И в многонациональном Крыму, возможно, как нигде, люди генетически сохранили это ощущение общности и единения.
Государственный переворот на Украине поставил нас перед выбором. И этот выбор был сделан 16 марта на референдуме. Мы вернулись в Россию. В тот исторический день вместе с флагами России и Крыма, реяли трехцветные флаги Осетии. И я понимаю, что без решительных действий России и президента Путина в Крыму было то же самое, что сейчас происходит в Одессе и на востоке Украины, только в худшем варианте. Жизнь после референдума изменилась не только у нас, но во всем мире. Мы все сегодня ощущаем трудности, но это только настраивает нас на решение проблем. Это именно тот вариант, когда говорят «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Мы не флюгеры, у нас есть свое мнение, своя позиция. Несмотря на откровенную русофобию, ненависть с украинской стороны, я не изменил своего отношения к украинскому народу, не изменил большинству моих друзей — украинцев и надеюсь, что они тоже. Со временем все станет на свои места и очень важно не разбежаться сейчас в разные стороны. Не считаю украинцами тех, кто разрушил эту прекрасную страну, тех, кто уничтожает восток Украины. Это – преступники, а преступники, как известно, национальности не имеют.
Вы возглавляете крымскую общественную организацию «Конгресс осетин Крыма». Чем живут крымские осетины? Правда ли, что весной прошлого года приезжало много добровольцев из Осетии на помощь народному ополчению Крыма?
— В Крыму большая диаспора осетин. Созданы общественные организации в Алуште, Севастополе, Симферополе и Ялте. По инициативе И. Житнюка, А. Кантемирова и других активных членов общества была создана Крымская республиканская община осетин — алан «Алания». Не смотря, на то, что 23 года мы находились в Украине, мы делали все, чтобы связи с Осетией не прекращались. Стали городами побратимами Ялта и Владикавказ, Гурзуф и Беслан. В этом году руководители Крыма и Осетии Сергей Аксенов и Таймураз Мамсуров подписали соглашение по установлению дружеских отношений.
Осетины, как и все россияне не остались в стороне в то сложное, судьбоносное для всех нас время. Проводили многотысячные митинги, оказывали гуманитарную помощь, звонили, предлагали свою помощь, и готовность быть рядом если произойдут какие – то события. В день референдума прибыл гуманитарный груз из Северной Осетии. Была оказана финансовая поддержка городам побратимам и Алуште, не смотря на то, что у Осетии самой экономические проблемы. Я знал, что наши братья будут рядом с нами, но не думал, что настолько. Они не пиарились, просто в нужный момент, стали рядом.
Вас назначили на должность главного архитектора города Алушты. С какими трудностями пришлось столкнуться на новом месте работы? Какие проблемы достались в наследство от прежней власти?
— Проблем хватает везде, Алушта не исключение. Я познакомился со многими жителями города. Замечательные, неравнодушные люди. Без участия горожан невозможно что-то делать кардинальное. Прежде всего, надо изменить отношение горожан к своему городу. Алушта – один из прекраснейших городов Крыма. Потенциал очень велик. Я уверен, что Алушта может стать культурным и деловым центром Крыма. Эта та задача, которую поставило передо мной руководство республики и, конечно я постараюсь сделать все возможное для этого.
Власти Крыма намерены вернуть в госсобственность земли у побережья Алушты, которые были незаконно выделены под застройку частным лицам. Вы принимаете участие в этом процессе?
— Отвечу коротко, имевшие место противозаконные действия будут пересмотрены и все приведено в соответствие с российским законодательством. Закон должен быть один для всех.
Валерий Николаевич, если можно, несколько слов о Вашей семье?
— У меня небольшая, но красивая семья. Жена, Фатима, заслуженный врач Республики Крым. Сын Алан — экономист, фотохудожник, недавно женился на прекрасной девушке. Она окончила институт международных отношений в Санкт — Петербурге. Дочь Нина — архитектор, художник, дизайнер, фотохудожник, член Союза художников России и Украины. Получила образование в Киеве и Милане. Моя семья — это самое лучшее, что я сотворил.
Вы серьезно занимаетесь художественной фотографией, издали несколько фотоальбомов. Один посвящен трагедии в Беслане, другой пейзажам Крыма. В одном боль и сопереживание своему народу, в другом огромное желание поделиться красотой того места, где ты живешь. Почему фотография? Вы художник по образованию, почему это не картины?
— Я очень люблю писать, рисовать, но у меня физически не хватает времени, чтобы этим заниматься. Поэтому фотография. С фотоаппаратом не расстаюсь, в этом году планирую провести с дочерью совместную творческую выставку.
При Украине Вы ежегодно приглашали на отдых в Ялту юных художников из Осетии. Брали на себя расходы на их проезд и отдых. Планируете ли Вы продолжать это благородное занятие?
— Во Владикавказе есть детская художественная школа имени Тавасиева, которая известна во всем мире. Недавно в Алуште проходила выставка работ этой школы. Я объявил стипендию. Лучшие учащиеся приезжают на каникулы в Крым. В этом году тоже планирую пригласить талантливых ребятишек.
Чем Вы занимаетесь в свободное от работы и общественной деятельности время? Какие у Вас увлечения?
— Я архитектор-художник, фотохудожник. Пытаюсь в редкие свободные часы писать, рисовать, фотографировать. Стараюсь быть со своей семьей.
Валерий Николаевич, если оглянуться на прожитое и пережитое, чтобы Вы хотели изменить в своей жизни, представься такая возможность?
— В основном, ничего не менял бы. Жизнь получилась интересной и насыщенной. Наверное, больше бы уделял внимания своей семье. Как минимум увеличил бы ее в два раза. Дети, семья – это главное для мужчины. Главный принцип – любить людей и не боятся делать добро. Стараться оставить добрый след на земле.
RE: Валерий Савлаев: Алушта может стать культурным и деловым центром Крыма
Разговор о чем угодно, только не о главном. Что можно сделать в условиях, когда город уже изуродован? Что делать с повальной заборизацией города? Что реально может сделать главный архитектор? Да и что может сделать архитектор преклонного возраста? Такое ощущение, что его назначили для того, чтобы придержать место для другого — молодого специалиста.