Чукотка. Заполярье. Разведка на золото
1964 год. Прииск "Комсомольский". 150 км от Певека. Разведучасток. Поиски и разведка россыпных месторождений золота. Бригада из 20 человек готовится к отправке для проведения шурфовых работ буровзрывным методом на вечномерзлых грунтах. Декабрь в разгаре. Очень короток зимний день – 1,5 часа света. Все остальное время – темнота. С 9 часов наиболее трезвые шурфовщики собирают свой нехитрый инструмент в мешки, сумки, рюкзаки. Связывают веревками и мягкой проволокой лопаты, ломы, буровые ложки в количестве не менее, чем по три экземпляра. Объемы земляных работ большие. Глубина шурфов – от 5 до 20 метров. Работать на новом месторождении предстоит до 1 мая, пока не начнет пригревать солнце и талый снег не будет падать в шурф на голову работающему в забое.
Коллектив разношерстный. Все определились по парам. Один работает в забое и наполняет резиновую бадью взорванной разрыхленной вечномерзлой породой. Второй шурфовщик стоит на верху шурфа и с помощью воротка откачивает породу.
Полевые домики на полозьях готовы к отправке. Три трактора уже подцеплены к домикам. Четвертый трактор потянул сани под угольную кучу. Без угля нет жизни в тундре. Уголь мелкий и пылевой – кузнечный. Наконец уголь загружен. Вещи, продукты и инструмент заброшены в домики. Уже 15 человек собрались к отъезду. Нет пятерых. 16 часов. Темно. Горный мастер, заместитель начальника разведучастка и трое более трезвых шурфовщиков бросаются в магазин и столовую и извлекают оттуда остальных пятерых с рюкзаками, наполненными спиртным. Их быстро закидывают в домики. Остальные члены бригады встречают опоздавших радостным воплем. Эти пятеро ходили на "дело" по заданию остальных.
Тракторы начинают движение. Тундра. Впереди 70 км. Широкая долина реки Ичувеем. Мороз -300. Светит полная луна. Вся земля и кусты покрыты снегом, толщина его пока небольшая. В пяти километрах виднеются горы. Зайцы и куропатки, ослепленные ярким светом фар, выскакивают из-под траков. Охотничий азарт перебарывает все. Народ выскакивает из домиков и начинает палить из ружей во все, что движется. Но уже плохо руки поддаются координации, его величество алкоголь возбуждает и затемняет мозги.
Самым заядлым охотником в этой группе был бывший вор-рецидивист из Ростова Сашка Зубков. "Хочу с Мишкой померяться силой", – сказал он. Пил он мало, заводился с полуоборота, любил свою собаку овчарку. Петя Немченко, отсидевший 14 лет на Колыме по политической 58 статье и несколько лет пытающийся заработать деньги, чтобы выехать из Северо-востока в Украину, угрюмо молчал, сидел на нижней полке, наливал, выпивал, не закусывая. Редко вставлял резкие слова. Взрывник Иван Внуков, добряк, старался все сглаживать и рассказывал веселые анекдоты о Хрущеве и прочих вождях. В домиках веселье было примерно одинаково. На смену упавшим на пол спьяну вставали и подсаживались чуть-чуть протрезвевшие.
Северное сияние играет всеми красками. Тракторный поезд на второй скорости карабкается на перевал. Руководитель бригады, находящийся на переднем ведущем тракторе приказывает остановиться на самом верху. В домиках продолжалось веселье. Опьяневшие и обалдевшие от жары шурфовщики, бородатые и грязные, лежали и сидели на полу и полках. Кто-то храпел, несколько человек держали свои кружки. Фисенко из Донбасса со своим другом-шахтером выскочили из тепляка.
– А что это на небе?
– Это великое северное сияние, темнота донецкая.
– Почему у тебя народ пьяный? – строго задает вопрос руководитель отряда. – Ты же секретарь ячейки партии участка Этапваам!
Из соседнего домика выпал здоровенный двухметрового роста Немченко и осипшим от пьянки голосом сказал Фесенко: "Хрущевский воспитанник!"
Из тепляка вывалился второй и последний коммунист в бригаде Геннадий, уже 10 лет проходчик шурфов. Подошел к руководителю, подал кружку, наполненную вином: "Скажи речь".
– Товарищи! Мы на перевале, через несколько часов будем в Долине, в которой никто из вас не бывал! Там за горами – Великий Ледовитый океан! А мы здесь будем осваивать и разведывать новое месторождение, и ваши кубометры проходки дадут возможность уже весной осветить этот перспективный район!
– Даешь погонаж!
– Даешь грунт I категории и легкие буры!
– Даешь большую зарплату! – рявкнули бывалые.
Все выпили и полезли в домики. На пятой скорости тракторный поезд ринулся в Долину.
RE: На улицах Алушты внаглую торгуют самогоном с лотков (ВИДЕО, ФОТО)Знаю татарина, который оформил ИП, чтобы продавать эту муть. просто…